Принципы медицинской реабилитации детей

Принципы медицинской реабилитации детей с поражением ЦНС и опорно-двигательного аппарата в условиях дома ребенка

Медицинская реабилитация – одна из важных задач дома ребенка. В 98% случаев дети дома ребенка имеют нарушения в неврологическом статусе и опорно-двигательном аппарате. Это приводит к значительным нарушениям двигательных функций в виде аномального распределения мышечного тонуса, нарушения координации движений, развития контрактур, плосковальгусным деформациям стоп. Сопутствующими проявлениями могут быть расстройства артикуляционного аппарата, приводящие к дефектам развития речи, нарушения зрения (косоглазие), слуха (тугоухость), снижение интеллекта. Этиология этих повреждений разнообразна: инфекционные, соматические и эндокринные заболевания матери, токсикозы беременности, патология плаценты, аномалия родовой деятельности, акушерские операции.

Среди неврологических заболеваний на первый план выступают ППЦНС, МЦД, резидуальные энцефалопатии, часто в сочетании с судорожным синдромом, эпилепсией, гидроцефалией, синдромом двигательных нарушений. В большинстве случаев отмечается сочетание с соматическими заболеваниями (рахит, гипотрофия, анемия, дисплазия тазобедренных суставов, бронхо-легочная патология).

Медицинская реабилитация предусматривает участие в этом процессе многих специалистов от совместного труда которых зависит эффективность проводимых мероприятий. Спецификой дома ребенка является то, что дети находятся здесь с самого раннего возраста (от 0 до 4-х лет). Это период наиболее интенсивных изменений, бурного роста, первых проявлений формирования личности, период физиологических перекрестов.

Основными принципами медицинской реабилитации являются:

  • раннее начало мероприятий;
  • непрерывность и последовательность в их применении;
  • комплексность;
  • участие и тесное взаимодействие всех специалистов, занимающихся проблемой реабилитации.

Особенности растущего организма в раннем возрасте предоставляют уникальные возможности компенсировать имеющиеся нарушения, нивелировать их неблагоприятное влияние на организм ребенка, предотвратить развитие осложнений и закрепление патологических изменений. Все это побудило к созданию реабилитационной базы - обучение специалистов на центральных базах, оснащение необходимым современным оборудованием.

Основой медицинской реабилитации является индивидуальный подход к каждому ребенку. Все вновь поступившие дети в течение 21 дня находятся в карантинной группе, где в первые сутки со дня поступления проводится совместный осмотр с участием педиатра, невролога, ортопеда, психиатра, физиотерапевта, врача ЛФК, логопеда и по результатам осмотра составляется индивидуальный план реабилитационных мероприятий.

Учитывая, что поступившие дети имеют отягощенный анамнез (родители алкоголики, наркоманы, больные сифилисом, наследственными и другими заболеваниями), тяжелый преморбидный фон (анемия, рахит, гипотрофия, бронхо-легочнаяпатология), реабилитация данной группы детей направлена на:

  • стимуляцию защитных сил организма, повышение иммунитета;
  • профилактику и лечение рахита, гипотрофии, анемии;
  • санацию очагов инфекции;
  • соблюдение режима дня, питания и физических нагрузок;
  • соблюдение сроков профилактических осмотров и прививок.

Основными задачами медицинской реабилитации детей с поражением ЦНС и опорно-двигательного аппарата являются:

  • коррекция двигательных нарушений, направленная на устранение нередуцированных тонических рефлексов, патологических поз, что служит основой нормализации мышечного тонуса и развития произвольных движений, профилактики формирования контрактур и деформаций опорно-двигательного аппарата, своевременного устранения атаксии и гиперкинезов;
  • коррекция психических нарушений, уменьшение и устранение синдромов социальной запущенности, госпитальных синдромов, нарушений в поведении;
  • коррекция речевых нарушений;
  • обучение навыкам самообслуживания.

В зависимости от тяжести патологии и возраста ребенка медицинская реабилитация включает следующие мероприятия:

  • медикаментозное лечение;
  • лечебная физкультура (индивидуальные и малогрупповые занятия);
  • массаж (классический, сегментарный, точечный, аппаратный);
  • мануальная терапия;
  • ортопедическая коррекция;
  • физиолечение (электролечение, свето и лазеротерапия, теплолечение, водолечение);
  • рефлексотерапия.

Медикаментозная терапия - важный момент реабилитации, направленный на коррекцию психических нарушений, устранение или уменьшение синдромов социальной запущенности, коррекцию психоречевого и моторного развития.

Из медикаментозных средств дети получают препараты:

  • направленные на основные механизмы патогенеза, приводящие к церебральным нарушениям или устраняющие их: диакарб, магнезия, препараты калия;
  • противосудорожные - депакин, фенобарбитал, реланиум;
  • ноотропы (пирацетам, церебролизин, энцефабол, актовегин, аминалон, семакс);
  • улучшающие мозговое кровообращение (кортексин, эуфиллин, кавинтон, сермион, никотиновая кислота);
  • средства, улучшающие тканевой метаболизм (цитохром, вит. Е, АТФ, кокарбоксилаза, витамины группы В (В1, В6, В12);
  • седативные (микстура с цитралью, фенибут, пантогам).

Неотъемлемой частью медицинской реабилитации является использование физических методов лечения.

Основное место среди физиопроцедур занимает электролечение С целью улучшения трофики ослабленных мышц, уменьшения дистрофических явлений используется электростимуляция (СМТ - терапия) мышц рук, ног, спины и ягодиц. Эти токи лучше переносятся детьми, не вызывают болезненных ощущений. Перед электростимуляцией проводится сегментарное воздействие на шейный или поясничный отделы позвоночника. СМТ- терапия применяется и у детей с нарушением речи с целью снижения спастичности артикуляционных мышц. Этот метод хорошо сочетается с аппликациями грязи на мышцы дна ротовой полости, что позволяет снять повышенный тонус и улучшить качество речи. Широкое применение нашли методики электростимуляции артикуляционных мышц по Щербаковой, методика Квиташа.

Среди других электропроцедур широко используется электрофорез лекарственных средств (лидазы, брома, спазмолитиков, биостимуляторов, анестетиков, цинка) с целью снижения тонуса и улучшения трофики мышц, уменьшения гиперкинезов, снижения кожной чувствительности, улучшения ликвородинамики, рассасывания продуктов воспаления и стимуляции иммунитета. У детей с синдромом гипервозбудимости применяется электросон и дарсонвализация воротниковой зоны и волосистой части головы.

Одним из современных и эффективных методов лечения является метод электронейростимуляции (ДЭНС - терапия), который успешно применяется у наших пациентов. Преимуществами этого методы являются:

  • возможность улучшения трофики, кровообращения, снижения спастики в пораженных мышцах, улучшения эластичности связочного аппарата у детей, которым не показаны другие виды электролечения;
  • возможность стимуляции нейронов вегетативных ганглиев и увеличение образования опиатоподобных веществ, блокирующих болевые импульсы;
  • возможность улучшения микроциркуляции и уровня обменных процессов головного мозга, страдающих при перинатальных повреждениях.

В реабилитации детей с поражением ЦНС все чаще используются методы лазеротерапии. Применяются методики местного и сегментарного воздействия, а также непосредственно на мышцы. Особого внимания заслуживают методы аппаратной рефлексотерапии:

Лазеропунктура (лазерное воздействие на БАТ) и лазерная зональная краниопунктура на двигательные и речевые зоны. Это метод воздействия низкоэнергетическим лазерным излучением на рефлексогенные зоны скальпа. Эффект обусловлен как рефлексогенным влиянием на зоны скальпа, так и непосредственным воздействием излучения на вещество мозга в области проекции центров анализаторов.

Кроме аппаратной рефлексотерапии используется метод корпоральной иглорефлексотерапии, аурикулотерапия и поверхностная рефлексотерапия валиком Ляпко.

Широко применяется теплолечение в виде аппликаций грязи и парафина при всех формах ДЦП, ППЦНС, ортопедической патологии. Тепловые процедуры вызывают согревание тканей, расширение сосудов, усиление трофики и кровообращения, снижение мышечного тонуса, увеличение эластичности связочного аппарата и уменьшение или предупреждение контрактур.

Ортопедическая коррекция включает:

  • этапные гипсовые повязки для коррекции врожденной косолапости;
  • лонгеты и туторы на период проведения физиопроцедур, лечебной физкультуры и массажа;
  • ортопедические стельки для поддержания свода стопы и перераспределения нагрузки по опорной поверхности при плосковальгусных стопах;
  • ортопедическую обувь с целью развития навыков ходьбы и стояния, коррекции нестойкой деформации стопы, компенсации укороченной конечности, поддержания свода и увеличения площади стопы, а также после оперативного лечения врожденной косолапости и при паралитической отвисающей стопе при ДЦП
  • оперативное лечение в условиях стационара с последующей реабилитацией на базе дома ребенка.

В реабилитации применяется метод лечения положением с использованием опор для профилактики и коррекции патологических поз.

В условиях дома ребенка используем различные опоры для детей.

Опора «Петушок» используется для обучения ребенка положению стоя и ходьбе, «Волчок» - при ДЦП, когда ребенку требуется дополнительная опора для формирования правильного стереотипа движения. В опоре «Антошка» ребенок в фиксированном положении принимает правильную коррегирующую позу, что позволяет снять спастику и расслабить мышцы. «Диванчики» используются для приобретения первичных двигательных навыков. Ортопедические укладки применяются для фиксации суставов, исключая возможность вывихов и подвывихов. Опора «Лисичка» позволяет улучшить правильное положение головы, способствует укреплению мышц шеи, спины, плечевого пояса и навыкам ползания. Применение абдукторных подушек предупреждает патологическое сведение нижних конечностей.

Современное модульное оборудование для физических упражнений адаптировано для детей от 3-х месячного до 3-х летнего возраста. Занятия на модульном оборудовании на ранних этапах развития ребенка способствуют формированию правильной осанки, улучшают функции внутренних органов, предотвращают дискинетические нарушения пищеварительного тракта (срыгивание, рефлюксы, запоры). Свобода движений способствует дальнейшему развитию действий с предметами. Возможность по своему желанию трансформировать модульное оборудование формирует у ребенка фантазию и творчество.

На фоне проводимого лечения наши дети легче включаются в воспитательный процесс и приобретают навыки самообслуживания, увеличивается их активный и пассивный словарь, что способствует лучшей социальной адаптации.

В результате проведения комплекса реабилитационных мероприятий значительно снизился процент выхода детей на инвалидность (с 20% в 1990г. до 8 % в 2009г.) и перевода детей в интернат для инвалидов (с 20,8% до 2,6%); увеличилась доля детей, переданных на воспитание в семьи (усыновление, опека, приемные семьи) – с 13,6% до 48,7%, что свидетельствует об эффективности медицинской реабилитации наших воспитанников. Следует отметить, что чем раньше начата реабилитация детей, тем эффективнее проводимые мероприятия. Так дети, поступившие в дом ребенка на первом году жизни, как правило, к двум годам обретают семью, а дети, поступившие в более старшем возрасте требуют длительной реабилитации и обретают семью лишь на третьем- четвертом году жизни.